Тема 2.2. Становление индустриальной системы

Предыдущая1234567891011121314Следующая

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): протоиндустриализация, огораживание, консолидация полей, кокс, пудлингование, «атмосферная машина», паровой двигатель, механическая прялка «Дженни», прядильная ватер-машина, мюль-машина, механический ткацкий станок, луддиты, хлебные законы, тред-юнионизм, фритредерство, утопический социализм, парцеллы.

3. Сделать краткий конспект главы 4 «Мечты утопических социалистов» из книги известного американского экономиста и социолога Р. Хайлбронера «Философы от мира сего» (С. 132-146, о Роберте Оуэне). Составить пять вопросов к данному тексту.

4*. Подготовить научное сообщение по теме: «Всемирные выставки как витрина и стимулятор промышленного прогресса».

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная, заочная)

1. Предпосылки индустриализации в Англии. Мануфактуры. Трансформация английской деревни в XVI-XVII вв.

2. Промышленный переворот и его последствия для экономики Англии.

3. Индустриализация континентальной Европы: подъем Бельгии, причины относительного отставания Франции.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

По итогам изучения данной темы студент должен иметь четкое представление о технологических и институциональных инновациях промышленного переворота, о моделях индустриализации.

Первые два вопроса семинарского занятия посвящены изучению британской модели индустриализации. Это неслучайно, поскольку именно Англия стала родиной промышленного переворота. При изучении первого вопроса в обязательном порядке следует проработать главу «Англия – колыбель капитализма» из монографии М.А. Барга в хрестоматии по экономической истории (С.97-103). После уяснения предпосылок промышленного переворота перейдите к изучению сути данного процесса. Проработайте фрагмент обширного исследования П. Манту «Промышленная революция в Англии» из хрестоматии по экономической истории (С. 104-112). Особое внимание уделите последствиям промышленного переворота. Следует помнить, что промышленный переворот привел не только к усовершенствованиям в области техники, технологии, форм и методов организации производства, но и к коренным преобразованиям в социально-экономических отношениях (урбанизация, изменение структуры занятости населения, рост пауперизма и появление социального протеста и т.д.).

Третий вопрос семинарского занятия посвящен индустриализации континентальной Европы. Первым регионом континентальной Европы, полностью принявшим британскую модель индустриализации, был регион, ставший в 1830 г. Королевством Бельгия. Рассмотрите факторы раннего и успешного развития Бельгии, ход индустриализации. Изучая французскую модель индустриализации, следует помнить, что данная модель отличалась от британской, но конечный ее результат был не менее эффективен. Данный вопрос хорошо изложен в 9 главе книги Р. Камерона.


7970957807456639.html
7971060938999851.html
    PR.RU™