Тема 2.Методы оценки показателей конъюнктуры рынка

12

Существуют специфические методы конъюнктурного анализа, базирующиеся главным образом на качественных и атрибутивных оценках рыночной ситуации. Практически все они относятся к категории полученных экспертным способом. Формулируются выводы, в которых приводятся атрибутивная оценка ситуации и качественная градация состояния и типа рынка. Однако в первооснове качественных оценок лежат количественные характеристики основных рыночных процессов. Качественные оценки обычно выводятся как с помощью экспертного моделирования, так и визуальной оценки цифрового материала. Поэтому качественные и атрибутивные оценки вписываются в понятие предмета статистики.

Недостатки такой оценки: некоторая неопределенность и размытые границы.

Основное достоинство: они оперативные и не требуют дорогостоящих мероприятий по сбору информации и сложных расчетов.

В качестве инструментов измерения и оценки конъюнктуры рынка могут быть использованы так называемые конъюнктурные индикаторы. В статистике конъюнктуры рынка такими индикаторами могут быть цены, товарные запасы, показатели деловой активности, а также специфические качественные и атрибутивные конъюнктурные оценки, базирующиеся на опыте и мнениях специалистов. Показатели, выступающие в роли индикаторов конъюнктуры в зависимости от поставленных целей анализа и особенностей развития рынка могут быть и абсолютными и относительными величинами.

Обычно даются следующие градуированные качественные оценки состояния рынка: оживленный рынок, развивающийся, стабильный, устойчивый, вялый, стагнирующий, регрессирующий, сокращающийся и т.д. Четкой границы между этими определениями не существует. Нередко встречаются промежуточные состояния рынка, характеризующиеся комбинацией определяющих признаков.

Рассмотрим особенности основных показателей рыночной конъюнктуры, а также главные детерминанты и факторы, определяющие те или иные ее проявления.

1. Рынок - базовое понятие микроэкономического анализа. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователя. Однако на практике определить границы рынка непросто. Рынком товара Х является совокупность продавцов и покупателей товара Х, причем под товаром Х может пониматься как единственный продукт, так и группа товаров-заменителей.

Наиболее часто используются следующие критерии выделения рынка:

· Степень замещения. Рынок включает однородный товар и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень субституции (замещения) характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка.



· Показатель изменения выручки при изменении цены. Пусть цена данного товара возросла. Тогда если выручка возросла, то рынок ограничен только этим товаром. Если же выручка сократилась, то существует близкий заменитель. Этот заменитель необходимо найти и снова по предложенной методике проверить рынок обоих товаров. Этот критерий основывается на принципе прямой ценовой эластичности.

· Корреляция цен товаров во времени. Положительная корреляция движения цен товаров в течение длительного периода времени (5-10 лет) свидетельствует о том, что товары являются устойчивыми субститутами, то есть составляют один рынок. Этот критерий базируется на концепции перекрестной ценовой эластичности.

· Географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие, как взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные предпочтения, различия в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения.

2. Предложение - важнейшая категория рынка и соответственно первый, исходный показатель рыночной конъюнктуры. В качестве детерминантов предложения на рынке выступают ценовые факторы, в частности цена данного товара или услуги, а также цена на другие товары и услуги, цены сырья и ресурсов, инфляционные ожидания продавцов и покупателей.

Одним из показателей предложения и в то же время его детерминантой выступает производственный и сырьевой потенциал (уровень производственных возможностей), то есть способность производства обеспечить соответствующий объем и структуру предложения. Принципиальная схема расчета потенциала рынка товаров и услуг сводится к следующим действиям: определяется число производственных и потребительских единиц, исчисляются показатели удельной мощности (покупательской способности) соответственно производства и потребления. В формулу вводятся показатели эластичности предложения и спроса от цен, доходов и других факторов рынка. Можно также выделить долю рынка, которая, по расчетным оценкам, достанется конкурентам (данная поправка расчитана на оценку потенциала на микроуровне конкретной фирмы). В формулу могут быть также введены показатели, ограничивающие или, наюборот, расширяющие объем производства и потребления. В общем виде формула потенциала рынка выглядит следующим образом:

P = S (Ni * Wi * Ex) + Fj ,

где Ni - единицы производства или потребления;

Wi - показатели мощности единиц (производственной или потребительской);

Ex - эластичность спроса или предложения ;

Fj - прочие факторы и элементы потенциала;

n - число единиц потенциала.

В развернутом виде принципиальная схема расчета производственного потенциала (потенциала товарного предложения) на какой-то период может быть представлена в виде следующей формулы:

Q = S (Ni * Wi * Di * Ri * Ep) - B - C ,

где Q - производственный потенциал рынка, то есть объем товаров, который может быть произведен и предложен рынку в течение определенного периода;

Ni - предприятия или группа предприятий, производящих данный товар (продукт или услугу);

Wi - мощность предприятия (или средняя мощность по группе);

Di - степень загрузки производственных площадей;

Ri - степень обеспечения ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы;

Ep - эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию;

B - внутреннее производственное потребление ( по нормативам);

C - часть продукции, которую, по оценкам, будут производить конкуренты;

n - число i-х производственных предприятий.

При расчете потенциала товарного предложения конкретной фирмы в процессе выбора дистрибьютора целесообразно заменить приведенную выше общую модель потенциала объема продукции более простой частной моделью типа:

Q = S (qi * Ep - B) ,

где qi - объем продукции (услуг), запланированный на i производственном предприятии к выпуску в соответствии с портфелем заказов (qi = Wi * Di * Ri);

n - число предприятий, с которыми заключен (или предполагается заключить) контракт.

К показателям предложения можно отнести эластичность предложения, то есть его зависимость и изменчивость от изменения некоторых условий, в частности, цен на ресурсы и конечную продукцию. В этом проявляется действие рыночного закона предложения. Обычно чувствительность производителя, его реакция на ценовой раздражитель сказываются с некоторым лагом и выражаются не только в изменении самого объема предложения, но и в перераспределении ресурсов в пользу более дорогих или наоборот, более дешевых ресурсов (перекрестная эластичность).

3.Следующей важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является спрос.

Дифференциация спроса в статистическом исследовании позволяет более гибко оценить состояние рынка и при прогнозировании данного вида спроса использовать соответствующий набор факторов.

По своим формам образования спрос различается следующим образом:

потенциальный (закрытый), он складывается на стадии подготовки товара к выходу на рынок, иногда - еще в период разработки или проектирования нового товара;

формирующийся спрос - складывающийся на начальной стадии выхода нового товара на рынок, когда покупатели только знакомятся с его свойствами;

сложившийся - соответствующий уверенному, признанному положению товара на рынке;

сезонный - изменяющийся в течение года в соответствии с сезонным характером производства или потребления, а также климатическими условиями и рекреационными датами и периодами.

Эти виды спроса связаны с так называемыми жизненными циклами товара. Этот же процесс рождения, взросления и старения товара отражается на дифференциации спроса по признаку его тенденций, когда он подразделяется на растущий или интенсивный, вектор и скорость его развития выражены темпом роста: Т>1;

стабилизировавшийся: Т=1;

угасающий или сокращающийся (спад): Т<1.

Важное значение для практики маркетинга имеет дифференциация спроса по намерениям покупателей:

твердосформулированный (жесткий) спрос: покупатель требует определенный вид товара и не соглашается на замену;

альтернативный (мягкий, компромиссный) спрос: покупатель согласен заменить один вид товара другим, не имеет четкого представления, какой вид товара ему нужен;

спонтанный (импульсивный) спрос: проявляется неожиданно для самого покупателя чаще всего, когда он случайно обнаруживает на прилавке или в витрине магазина товар, который прельщает его своими свойствами.

Выделяется особая разновидность спроса, характерная для кризисных условий, инфляционной ситуации, чрезвычайных событий, тотального дефицита и т.п.: панический (ажиотажный) спрос, объектом которого является любой товар независимо от реальной потребности. Причиной такого спроса является желание защититься от инфляции (так называемое бегство от денег) или застраховать себя на случай исчезновения товара из продажи.

Для бизнес-статистики имеет важное значение дифференциация спроса по состоянию рынка, в частности выделяются:

негативный спрос, когда встречается неприязненное отношение к товару со стороны покупателей, предубеждение против него, или когда товар "приелся", надоел покупателю;

полное отсутствие спроса, когда товар абсолютно не признан покупателем, его по каким-то причинам не покупают;

скрытый спрос, когда имеется определенная потребность, но товар, обладающий соответствующими свойствами не производится;

полноценный спрос, когда продавец вполне удовлетворен своим товарооборотом (выручкой).

Иногда выделяется чрезмерный спрос, если возможный уровень производства не может удовлетворить все требования покупателей.

Выявление этих типов спроса позволяет фирме соответствующим образом строить свою рыночную (маркетинговую) стратегию. На рынке дорогих товаров длительного пользования часто встречается отложенный (накапливаемый) спрос, когда для покупки такого товара приходится какое-то время копить деньги. Знать размер этого спроса крайне важно для планирования производства товаров или организации продажи в кредит. Проявляется он в виде прироста денежных сбережений населения.

В региональном анализе спрос, охватывающий всю территорию страны, называется глобальным. Из него выделяется городской и сельский спрос. Спрос, предъявляемый в пределах какого-то региона, называется региональным. В анализе регионального спроса выделяется спрос местных жителей - стационарный (базовый) и спрос, предъявляемый за пределами места постоянного проживания, - мобильный (мигрирующий). Разновидностью последнего является рекреационный спрос, связанный с туризмом и отдыхом за пределами места проживания.

Роль изучения именно этих видов спроса особенно велика при анализе и оценке товарных ресурсов в маркетинговом планировании. Сущность показателя - неудовлетворенного спроса проявляется в невозможности приобрести нужные товары и услуги. Как статистический показатель он соответствует объему товаров или услуг, которые потребители желали купить, имели для этого денежные средства, но по ряду причин не смогли приобрести, или же сумме денег, не израсходованных на покупку нужных потребителю товаров. В статистике также применяется показатель уровня дефицитности, то есть удельного веса товаров, отсутствующих в регулярной продаже; при приближении к 100% он именуется показателем тотального дефицита.

Определение потребительского потенциала рынка - важное звено в системе изучения покупательского спроса. Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка. Этот показатель близок к объему спроса, но не вполне тождественен ему. Емкость рынка - количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени. Иногда этот показатель определяется, подобно спросу, с помощью многофакторной прогнозной модели спроса. Этот расчет носит вероятностный, часто многовариантный характер. Другой метод расчета емкости рынка - построение мультипликативно-аддитивной модели, основанной на нормативных и экспертных показателях. Она может считаться универсальной и использоваться как для потребительского рынка средств производства, так и для потребительского рынка предметов потребления и услуг. Емкость рынка определяется в разрезе отдельных локальных рынков конкретных товаров и услуг (часто региональных). Емкость рынка может быть выражена формулой, построенной по следующей схеме:

E = S ((Si * k * Ex) + P - (H - Иф - Им)) - A - C ,

где

E - емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенном периоде);

Si - численность i-й группы потребителей;

k - уровень (коэффициент) потребления в базисном периоде, или норматив потребления i-й группы потребителей (нормативы: технологические - для средств производства, физиологические - для продуктов питания, рациональные - для непродовольственных продуктов и услуг);

Ex - коэффициент эластичности спроса от цен и доходов;

P - объем нормального страхового резерва товаров;

H - насыщенность рынка - объем товаров, имеющихся в домашних хозяйствах населения, или средств производства на предприятиях на данный момент времени или за его отрезок;

Иф - физический износ товаров;

Им - моральный износ товаров;

A - альтернативные рынку формы удовлетворения потребностей (в частности, натуральные источники потребления, черный рынок и т.п.), а также потребление товаров-заменителей;

С - доля конкурентов на рынке.

Спрос чрезвычайно гибкое явление, он чутко реагирует на различные воздействия. К детерминантам спроса в первую очередь относятся ценовые факторы, включая и инфляционные ожидания потребителей, а также их ценовые предпочтения. Закон спроса описывает зависимость спроса от изменения цены (при прочих равных условиях). Если цена растет, то спрос предъявляется на меньшее количество товаров. Однако, с не меньшей силой на спрос влияет фактор дохода (покупательной способности) потребителей, а следовательно, и (опосредованно) налоги, и процентные ставки. Спрос имеет определенные пределы, ограничиваемые насыщенностью рынка, то есть наличием у потребителей ранее купленных и используемых в течение какого-то времени товаров. Спрос на потребительском рынке зависит от целого комплекса факторов:

· демографические (численность и прирост населения, его половозрастную структуру, территориальное расселение и некоторые миграционные процессы, размер и состав семей, урбанизацию, культурный уровень), социально-экономические (занятость, уровень безработицы, оплату труда, профессиональный состав занятых, распределение населения по уровню дохода и другие),

· географические и климатические факторы,

· национальные особенности,

· психологические факторы,

· политические условия,

· а также случайные воздействия.

4.Показатели пропорциональности относятся к числу исключительно важных характеристик состояния рынка, особенно первый из них - соотношение спроса и предложения и его динамические сдвиги. Однако в конъюнктурном анализе редко удается непосредственно сопоставить объемы спроса и предложения. Такую возможность предоставляет баланс спроса и предложения, но он строится только по всей совокупности товаров и услуг. На товарной бирже соотношение спроса и предложения определяется по объемам заявок на продажу и покупку. При оценке пропорций рынка отдельного товара статистика вынуждена опираться на косвенные оценки соотношения спроса и предложения с помощью конъюнктурных индикаторов, к которым относятся цены и товарные запасы, точнее их изменение в динамике. Эти индикаторы можно уподобить стрелке весов, на одной чашке которых находится предложение, а на другой - спрос. Если они сбалансированы, то индикаторы стабильны, диспропорции же отмечаются изменениями индикаторов. Цена на рынке чистой или монополистической конкуренции, в меньшей степени на олигаполистическом рынке стремится к равновесному уровню и достаточно чутко реагирует на изменение пропорций спроса и предложения. Еще более надежным индикатором являются товарные запасы, которые растут, когда предложение в своем развитие опережает спрос, и, наоборот, сокращаются, если спрос опережает предложение. Остальные показатели пропорциональности рынка расширяют характеристики рыночной ситуации, позволяют определить тип рынка и выявить некоторые структурные закономерности его развития.

Аппарат статистического исследования пропорций рынка включает следующие инструменты анализа: балансовый метод, относительные величины структуры и координации, компаративные (сравнительные) индексы, коэффициенты эластичности и бета-коэффициенты многофакторных моделей. Эмпирические и теоретические коэффициенты эластичности выявляют зависимость не только спроса и предложения от того или иного, но и устанавливают пропорциональность выявленных зависимостей, так как показывают процентное изменение результативного признака при увеличении факторного признака на 1%, а бета-коэффициенты, исчисленные по параметрам многофакторного уравнения регрессии, позволяют соизмерить силу влияния отдельных структурных факторов. В структурном анализе можно использовать методы анализа колеблемости показателей пропорциональности, их трендовые и регрессионные модели, индексный метод анализа, группировки регионов и фирм по структурным показателям и т.д. В анализе пропорциональности рынка используются главным образом два основных относительных показателя структуры: доля (удельный вес), то есть характеристика места части в целом, и коэффициенты соотношения, то есть непосредственное сопоставление двух явлений или частей одной совокупности. Показатель отражает место, которое данная часть занимает во всей совокупности. Как правило, доля исчисляется в процентах, то есть на 100 единиц явления, но иногда и в коэффициентах, на одну единицу явления. При изучении пропорций рынка широко используется графический метод, в частности секторные диаграммы. Исходные данные выражаются как в натуральных, так и в стоимостных единицах. В последнем случае величина доли зависит не только от пропорций объемов, но и от соотношения цен товарных единиц, входящих в изучаемую совокупность.

Анализ пропорций рынка должен осуществляться как в статике, так и в динамике. При сравнении (динамическом, территориальном, отраслевом и т.п.) доли исчисляется относительный показатель: индекс доли. В конечном счете, индекс (темп роста) доли зависит от соотношения вектора и скорости изменения данной части явления и явления в целом. Особый показатель пропорциональности - компаративный индекс, позволяет сравнивать динамические пропорции. Компаративный индекс представляет собой отношение индексов (темпов роста) двух явлений или частей совокупности. Например, отношение индекса продажи потребительских продуктов к индексу продажи услуг или отношение индекса розничного товарооборота к индексу денежных доходов населения. По своей сути компаративный индекс - один из вариантов расчета коэффициента опережения. Изучение тенденции устойчивости, зависимости доли и других показателей пропорциональности осуществляется с помощью соответствующих статистических методов, где доля товара (рынка и т.п.) рассматривается как варьирующая случайная величина:

di = f(x1,x2, ... ,xn).

Вариация доли определяется дисперсией:

s^2 = (S (di - d)^2 * Fi) / S Fi,

где di - варьирующая доля (например, доля услуг в расходах различных социальных групп населения);

d - среднее значение доли по всей совокупности;

Fi - веса, в качестве которых могут быть использованы характеристики размера единицы совокупности (например, численности населения в каждой группе).


7969349318490624.html
7969380592297418.html
    PR.RU™